07 декабря
  • Если через 20 лет я услышу от кого-то: «Я вырос на ваших мультфильмах», – значит, мы все сделали правильно

    Мадина Сутбаева, директор студии анимации «Tasqyn»
    Октябрь

    Октябрь

    День Республики
    25 октября
    День Республики
    Международный день анимации
    28 октября
    Международный день анимации

    Идея заниматься анимацией родилась еще в студенчестве, когда мы учились в КазНАИ. Уже тогда очень болела душа за анимацию в Казахстане. После выпуска мы на время разошлись, но потом появилось творческое объединение, которое решило, что пора действовать. На пути встретился партнер Серик Ахметов, и все завертелось.

    Нам не хотелось создавать мультики для быстрого дофамина для отвлечения детей, чтобы они не беспокоили родителей. И так мы поняли, что первое, с чего нам нужно начать – это с культуры, то, что постепенно забывается. И первый наш проект «Дала Шаркалы» был про Курмангазы и его путь.

    У нас было очень много сложностей. Первое: никто до нас в Казахстане так не работал. Обычно были либо госфинансирование без продвижения, либо частные компании, которые делали рекламу, но не творческие проекты. Мы же понимали: если беремся создавать мультфильмы – их нужно еще и продвигать. Поэтому параллельно приходилось учиться маркетингу и управлению бизнесом. Мы были «зеленые», просто идейные. Но постепенно перестроились: научились считать ресурсы, думать об окупаемости. Для творческого человека это непросто, но мы справились.

    Наше ключевое отличие от других студий заключается в эффективности производства. Мы смогли ускорить процесс в 4 раза без увеличения штата и без потери качества. Раньше одну серию на 5 минут мы могли создать полгода, а после внедрения методологии Scrum мы смогли параллельно вести сразу три серии и выдавать около 20 минут в месяц. Для СНГ – это очень хороший показатель.

    На данный момент мы выпустили больше 10 проектов: три мультсериала, два комикса, два короткометражных фильма. Конечно, невозможно выбрать, каким из них ты гордишься больше всего – это как спросить у мамы, какой ребенок самый любимый. Однако хочется остановиться на двух, которые смогли «выстрелить» для публики.

    Первый – это короткометражный фильм «Серіктес», который получил гран-при во Франции и Аргентине. Мы гордимся тем, что смогли зашифровать в каждом кадре элементы казахстанской идентичности: номера машин, узнаваемые образы.

    Второй проект – это мультсериал «Күншіктер», который неожиданно «зашел» подросткам. Мы создавали его для детей и их родителей, но именно подростки нашли в героях отражение себя, своей культуры. Для них это стало точкой самоидентификации, потому что в их раннем детстве у них не было возможности смотреть такой контент. Мы изготавливаем и продаем также мерч – это дает нам новый контакт со зрителем.

    Нами движет отдача наших преданных зрителей. Когда маленькие дети подходят и узнают героев, когда подростки говорят: «О, это же про нас, про Казахстан», я понимаю: все не зря. Это вдохновляет продолжать, несмотря на трудности. Дети – это наше будущее. Если через 20 лет я услышу от кого-то: «Я вырос на ваших мультфильмах», – значит, мы все сделали правильно.

    Мы живем в век, когда все быстро меняется. И Tasqyn – одна из тех студий, которая умеет трансформироваться под новые реалии. Я пока не могу раскрыть всех подробностей, но скажу: в течение 3-5 лет нас ждут громкие проекты. Они будут еще масштабнее, чем то, что мы делаем сейчас. У меня есть стратегия, есть расчеты – я верю, что все получится.

    У меня есть несколько советов креативным предпринимателям. Первое – дружите с цифрами. Если сами не можете, найдите человека, который поможет. «Как-нибудь само сложится» – не работает. Второе – учитесь держать баланс. Творческие люди часто впадают в крайности: либо «я гений», либо «я ничего не стою». Я сама через это проходила, знаю, как это выматывает. Третье – не останавливайтесь в обучении. Даже после трех лет управления крупнейшей студией я уверена, что знаю мало. И последнее – отдых. Если не отдыхать, быстро наступает выгорание. Причем отдых – не только отпуск раз в год, а даже 15 минут в день: выйти, посмотреть на горы, отвлечься. Эти маленькие паузы важнее, чем редкие «забеги на износ».